Предварительные итоги летнего сезона детского отдыха

 Четверть российских детей провели летние каникулы дома, в городе, и вообще никуда не выезжали. Около 20% детей отдыхали на даче, еще 12% – в деревне. На море смогли поехать всего 10% детей. Таковы результаты опроса более 6 тыс. человек, проведенного сервисом путешествий Туту.ру. 

 
Самыми непопулярными оказались детские лагеря: всего 5% детей побывали в летних лагерях на территории России и примерно 2% – за границей. При этом в РФ проживает около 15 млн детей, возраст которых подходит для такого отдыха. Почти треть респондентов выбрали вариант ответа «всего понемногу», то есть их дети за лето успели побывать и в городе, и на даче, и в деревне, и на море, и в лагере. 
 
На недавнем заседании Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в РФ было отмечено, что количество летних оздоровительных лагерей заметно уменьшилось – с 52 тыс. в 2016 до 42 тыс. в 2017 году. По данным департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки, в июньскую смену в стране работало до 43,5 тыс. летних лагерей, однако большая часть из них – пришкольные. Во вторую смену (до середины июля) – функционировало около 13 тыс. лагерей. Во второй половине лета – еще меньше. В первую смену в лагерях отдохнули 2,8 млн детей, во вторую – 1,4 млн. Данных за август пока нет, но очевидно, что летний детский сезон-2017 оказался ниже ожиданий. Чиновники говорят, что многие лагеря в этом году не смогли пройти необходимые проверки на уровень безопасности – требования возросли после трагедии на Сямозере в Карелии. 
 
Туроператоры также говорят о неудачном сезоне. И одна из причин падения спроса – те самые чрезмерные, порой невыполнимые требования к организации детского отдыха, которые отпугивают школы. Проще оставить детей дома, что, судя по опросу Туту.ру, и произошло. Нарастают проблемы с автобусной перевозкой детей. «Транспортные компании или повышают цены, или отказываются работать с детскими группами, опасаясь штрафов», – сказала RATA-news генеральный директор компании «Лидерлайф Турс» Анастасия Порохня. 
 
Из-за неожиданного запрета крымских властей в самом начале сезона размещать экскурсионные детские группы в обычных отелях у «Лидерлайф» сорвался интересный групповой тур по полуострову. «Поездка предполагала размещение в гостевых домах, экскурсии, насыщенную программу, все было оплачено, но пришлось отменить. Организовывать вот такие комбинированные поездки для детей, сочетающие лагерь и экскурсии, становится все труднее. Я вожу детей в Крым, Калининград, Казань, и если в каждом регионе будут свои правила, работать станет просто невозможно. Особенно тем компаниям, которые отправляют не тысячи детей, а пару групп за лето по конкретным направлениям», – посетовала Анастасия Порохня. В итоге компания отработала сезон хорошо, лагеря продавались нормально, объемы хоть и упали, но незначительно, что в нынешних условиях можно считать достижением. А вот доход снизился примерно на 20%. 
 
О снижении доходов говорят и другие операторы. Основная причина, по их мнению, – падение платежеспособности родителей: если раньше семьи не жалели средств на отдых детей, то сейчас их возможности на пределе. «Денег у людей стало меньше, это видно по всей структуре спроса», – сказала коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. «Мы впервые за многие годы отметили, что деньги от родителей на дополнительные расходы в лагере получили всего по 5-6 детей из группы, и то по 1000 рублей. Остальных отправляли «просто так». Раньше деньги давали большинству детей, да еще просили передать что-то дополнительно в течение смены. Средства у людей закончились», – пояснила руководитель департамента детского и молодежного туризма компании «Пирамида-тур» Ксения Казакова. 
 
Генеральный директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко уверена, что финансовый фактор повлиял на летний детский сезон даже сильнее, чем ведомственные ограничения и запреты: «Детские лагеря у нас шли в этом году хорошо, а экскурсионные поездки – слабо, явно ниже ожиданий. Мы в мае традиционно запустили свой экскурсионный школьный тур на поезде «Краеведческий экспресс». Не пошло, у людей нет денег. Летом предлагали семейные пакеты на теплоходные прогулки. Но потратить 4 тыс. рублей на семью из четырех человек за целый день отдыха с питанием на теплоходе – им было дорого. Осень покажет, будет ли спрос падать и дальше», – сказала она RATA-news. Оценить масштабы падения детского туризма помогает «взрослая» статистика. «В 2012 году мы отправляли на популярный фестиваль «Сызранский помидор» 300 человек, в 2013 – 446, в 2014 – 620, в 2015 – 390, в 2017 – 300. Кривая совпадает с падением доходов населения», – пояснила г-жа Мартыненко.
 
Острота ситуации в том, что снижение доходов россиян натолкнулось на повышение стоимости отдыха внутри страны. Именно поэтому летний сезон в этом году, по словам г-жи Казаковой, Россия отработала только «наполовину». «Явная недозагрузка Краснодарского края. Поезда в Анапу шли полупустые. На этом детском курорте, где сейчас, в бархатный сезон, по идее не должно быть мест, свободно. По моим данным, несколько довольно крупных детских баз в этом году в Анапе вообще не открылось. Зато Болгария выставила хорошие цены, и, по словам коллег, там полный аншлаг», – рассказала она RATA-news. 
 
Это особенно обидно, потому что прошлый сезон в России был удачным. Уже в начале июня, по оценкам туроператоров, детские летние лагеря на море и в Подмосковье были распроданы на 99%. В этом сезоне тоже ждали роста, но – увы. Скорее всего, именно в прошлом году многие туристы получили негативный опыт, отдохнув у себя в стране не слишком качественно, но за большие деньги, и сейчас решили отправить детей за рубеж – фактически за те же деньги. «Качество отдыха, в том числе детского в России, – пока проблема. С этим надо что-то делать, иначе мы окончательно потеряем туристов», – полагает Ксения Казакова. 
 
Директор петербургской принимающей компании «Бюро Петроград» Павел Лобанов согласен, что нынешний детский сезон заметно слабее, чем прошлогодний: «Дети по-прежнему едут в Петербург из разных регионов, география осталась прежняя, а объемы упали – на мой взгляд, на 20-30%. Точных цифр пока нет. Причины – «безумные» правила организации детских поездок, открытие Турции, стабилизация доллара и падение платежеспособности россиян. А также уходе туристов в интернет, что в экскурсионном сегменте особенно чувствительно». При этом, как полагает собеседник, цены на предлагаемый его компанией продукт выросли очень незначительно. «Речь идет о вполне традиционных 10%. Но, видимо, если в 2015 и 2016 году это повышение туристы «проглотили», то сейчас оно оказалось потолком», – пояснил г-н Лобанов
 

следующие новости

МИД РФ предупреждает россиян о возможных терактах в Европе и США в новогодние даты
МИД РФ предупреждает россиян о возможных терактах в Европе и США в новогодние даты
20 ноя 2017
Всероссийский конгресс туроператоров во второй раз пройдет в Сочи
Всероссийский конгресс туроператоров во второй раз пройдет в Сочи
20 ноя 2017
Госдума разрешила авиакомпаниям не продавать билеты дебоширам
Госдума разрешила авиакомпаниям не продавать билеты дебоширам
20 ноя 2017

вас могут заинтересовать



Подпишитесь на рассылку TravelInform
Новости туризма, лучшие цены, информация о горящих авиабилетах, семинарах, выставках, рекламных турах и многое другое